Выбор мотора для лодок "Дека"

Данная статья ставит перед собой целью помочь в выборе мощности подвесного мотора для надувных лодок производства фирмы «Дека», в зависимости от потребностей пользователей. Либо наоборот подобрать лодку под имеющийся мотор. Поскольку мы пишем с позиции производителя лодок, будем рассматривать разные варианты моторов для каждой модели наших лодок. Следует обратить внимание, что все модели выполнены под мотор с короткой ногой (дейдвудом).

Основным критерием выбора мощности мотора является выход лодки в режим глиссирования. Напомним, что режим глиссирования - наиболее экономичный режим движения лодки, когда смачиваемая поверхность минимальна. Лодка удерживается на поверхности только за счет скоростного напора воды, то есть она скользит по водной глади, скорость резко возрастает.  Условия выхода лодки на глиссирование очень нестабильны и зависят от многих факторов, состояния мотора, состояния гребного винта, погоды и пр., практика показывает, что один и тот же мотор при одной и той же загрузке лодки может выдавать разные результаты в разное время. Итак, начнем:

Гребные лодки серии «Узола». На все лодки этой серии имеется возможность установки съемного транца, для небольшого подвесного лодочного мотора. Сразу оговоримся, что гребные лодки для использования с мотором изначально не предназначены, поэтому не стоит ждать от них хороших показателей, движение на них возможно только в водоизмещающем режиме. Максимально мощность мотора для съемного транца – 3 л.с., но достаточно мотора в 1,5 – 2,5 л.с. Обороты двигателя нужно поддерживать примерно около 1/3 -1/2 от максимальных, иначе лодка встает «на дыбы». Двигаться таким образом можно примерно со скоростью 5-6 км/час. Стоит отметить одну особенность: если пересесть в нос лодки, для улучшения распределения веса, и использовать удлинитель румпеля, то дифферент лодки уменьшается, и скорость может достигать 12-14 км/час.

Моторные лодки серии «Линда». Для этих лодок допускается использование мотора не мощнее 8 л.с. (5 л.с для лодки Линда Л-265). Оптимальным вариантом будет 5-ти сильный мотор, с ним лодка уверенно выйдет на глиссирование с двумя людьми небольшой комплекции или одним крупным человеком и грузом около 30 кг (суммарный вес багажа и пассажиров около 130-140 кг.). С 4-х сильным мотором лодка уверенно выйдет на глиссер с одним человеком. С мотором в 3 л.с. лодка выходит в режим глиссирования с одним человеком небольшой комплекции. Скорость при глиссировании может достигать 25 км/час. При мощности мотора менее 3 л.с. лодка ходит в водоизмещающем режиме со скоростью примерно 14 км/час. 
Что касается моделей эконом класса, выполненных без киля, то условия выхода на глиссер у них такие же, как и у килевых. Разница в курсовой устойчивости и устойчивости самого режима глиссирования.

Моторные лодки серии «Кама». Максимально допустимая мощность мотора для этих лодок – 15 л.с – для К300, 20 л.с. – для К330, 25 л.с. – для К350, К360, 30 л.с. – для К380, К400, но использование таких моторов оправдывает себя только при полной загрузке лодки (500 - 700 кг.), в других случаях использование таких моторов нерационально и даже небезопасно. Чтобы выйти на глиссирование с одним человеком на борту на любой модели «Камы» достаточно мотора 5 л.с., даже 4 л.с. может хватить, если человек небольшой комплекции. Мотор мощностью 6 л.с. вытягивает на глиссер лодку с 2-мя людьми небольшой комплекции, с мотором 8 л.с. лодка уверенно выходит на глиссер с 2-мя людьми и небольшим количеством багажа. С мотором мощностью 10 л.с. лодка выходит на глиссер с 3-мя некрупными людьми на борту. 15-сильный мотор будет вытягивать лодку на глиссер с 4-мя людьми. Скорость движения лодки, в вышеописанных случаях, будет около 25 км/час. Максимальная же скорость на «Каме» достигает 40 км/час, и даже в некоторых случаях больше.

Для самостоятельного расчета мощности мотора можно применять простую схему. Для каждого дополнительного пассажира в среднем необходима добавка мощности 3,5 л.с. Так, если двигатель 4 л.с. вытягивает на глиссер одного человека, то двоих должен вытягивать мотор 7,5 л.с., троих – 11 л.с. и т.д. Есть другая схема, по ней, чтобы вывести лодку на глиссирование, на каждые 40 кг веса лодки с мотором, пассажирами и грузом нужна 1 л.с. в моторе.

Удачного плавания.

Посмотреть  все модели лодок "Дека" можно тут