Какой мотор выбрать - двухтактный или четырехтактный

В общем и целом, однозначно ответить за Вас какой лодочный мотор лучше можете только Вы. Мы же в свою очередь постараемся наиболее полно описать сравнение двухтактных двигателей с четырёхтактными.

Если бы можно было однозначно ответить на этот вопрос, в продаже не был бы обоих вариантов, а остался бы только один.

В то же время каждый покупатель вынужден искать для себя ответ на это вопрос.

Подходить к нему необходимо с нескольких ракурсов.

Экологические критерии

Что касается экологического аспекта, двухтактные моторы запретили в наиболее передовых государствах Евросоюза по той простой причине, что в таком двигателе масло , смазывающее коленвал, попадает в камеру сгорания. По задумке создателя агрегата масло должно сгорать вместе с бензином и извергаться с выхлопными газами. На деле часть несгоревшей смеси всегда попадает в выхлоп, усиливая и без того негативное воздействие двигателя внутреннего сгорания на окружающую среду. Немного успокаивают расчеты, согласно которым для нанесения заметного экологического ущерба водным обитателям плотность моторных лодок должна превышать одну на квадратный километр поверхности, в России этот показатель гораздо ниже, хоть и имеет тенденцию расти.

В Германии двухтактники продаются гораздо дороже четырехтактников, поскольку их адаптируют под существующие экологические нормы. В Финляндии запретили продажу лодочных 2T-моторов, что повысило их популярность на вторичном рынке. В России пока об экологии заботятся меньше, природоохранных законов меньше, и в выборе вас могут ограничивать лишь финансы или личные убеждения.

Вес мотора

Поскольку у четырехтактных моторов каждый четвертый такт рабочий. а у двухтактных — каждый второй,можно предположить, что при одинаковых размерах камер сгорания второй примерно в два раза мощнее первого. На практике это отношение достигает величины 1,6 — 1,7 из-за попадания несгоревших продуктов в выхлоп в 2T-двигателе и других следствий конструктивных отличий. Таким образом, примерно в такой пропорции должны отличаться и массы моторов, имеющих одинаковую мощность.

Масса мотора имеет значение, если вы его возите с собой в автомобиле и периодически снимаете-надеваете на лодку, а также если само плавсредство имеет небольшие габариты, ведь нос короткой лодки нужно дополнительно прогружать.

Разница в весе растет с увеличением мощности мотора. В случае 15 л. с. она составит порядка 20 кг. Существенно это для вас или нет — зависит от вашей физ. подготовки и от того, где «живет» мотор — на транце или в гараже.

Если конструкция вашей лодки позволяет глиссировать, нужна мощность мотора из расчета 1 л. с. на 25-30 кг общего веса. Т. к. масса самого мотора тоже складывается, при выборе пяти лошадей двухтактные предпочтительнее, если 10 и более — масса двигаетля уже не играет значительной роли.

Экономичность

Конструктивно четырехтактный мотор сложнее, и это основная причина того, что он дороже в расчете на единицу мощности.

Что касается расхода топлива, КПД у 4T выше, масла и бензина они расходуют поменьше. В 2Т масло нужно не только для смазки, оно там еще и горит, а хорошее масло гораздо дороже бензина. В 4Т отработка начинает выводится лишь в момент прохождения нижней точки траектории головкой цилиндра, что почти исключает наличие несгоревшего топлива в выхлопе.

Если вы эксплуатируете лодку лишь несколько раз в летние месяцы, экономия на ГСМ будет несущественная, но если лодка отдыхает только когда на реке лед, стоит рассмотреть возможность экономии расходов.

Четырехтактный мотор заправлять проще: достаточно долить бензина, в то время как для двухтактного нужна смесь в определенной пропорции, и чтобы просто добавить бензина или масла, нужно учитывать оставшееся количество топлива.

Хотя владельцы 2Т не жалуются: просто берут канистру, наливают в нее масло, и по дороге они перемешиваются. К тому же сегодня выпускают так называемые самосмешивающиеся марки масел.

Ресурс

Как правило, заявленный в паспорте 4Т-двигателя моторесурс выше, чем у 2Т-аналога. Но проверить эту закономерность на практике не представляется возможным, ведь для эксперимента в реальных словиях нужно ежедневно эксплуатировать плавсредство на протяжении нескольких сезонов подряд. В случае, например, мотоциклов 70х годов, иной экземпляр до сих пор можно встретить поднимающим пыль на далекой деревенской дороге в заботливых руках какого-нибудь деда, причем не факт, что головка цилиндра заменена.

Ремонт и обслуживание

Как бы ни улучшал технологии и систему контроля качества производитель, поломки иногда случаются у любых моделей. Тут становится очевидным, что чем более именита марка двигателя и чем выше его стоимость, тем и детали дороже.

Тут важен и географический фактор, и сложность конструкции. В целом специалистов по 2Т больше, и детали на них подешевле.

Для настройки некоторых современных 4Т требуется исключительно фирменный сервисный центр.

Прочее

Зачастую на рыбалке требуется перемещаться как можно тише. тут преимущество однозначно на стороне 4Т, хотя на малых оборотах разница заметна меньше.

Но если нужно постоять на месте при работающем двигателе, сказывается другой недостаток 2Т: дымность. На дорожке при попутном ветре вы в полной мере оцените химический состав выхлопа.

В общем, если кратко резюмировать, два такта дешевле, четыре - удобнее в эксплуатации. Выбор за вами!